Инженеры: первый шаг

02.02.2023
252

«Ребята, вы слышали, что такое грант?» – спрашивает директор «Байтика» Дарья Калабухова школьников, собравшихся 28 января в Антикафе на Сиреневом. «Когда выиграли в каком-то конкурсе!» – отвечает самый быстрый. И он прав – в этот день здесь стартовал новый проект: «Мастерская начинающего инженера».

На средства гранта мэра Москвы для социально ориентированных НКО в номинации «Молодёжь Москвы» больше 60 троицких школьников 7-х классов (13–14 лет) бесплатно пройдут обучение основам инженерного дела: научатся паять электрические схемы, программировать, создавать и печатать 3D-модели, получат навыки работы в команде. Планируются экскурсии в «ТехноСпарк» и «Синикон».

 Формат занятий в «Байтике» придумали на основе результатов программы ранней профориентации «Проф.IT». Школьники 6-х классов пробовали разные профессии, выбирали курсы из большого списка, и оказалось, что около трети предпочли инженерные направления. В Мастерскую начинающего инженера их и пригласили в первую очередь. А дальше – тех, кто занимался в «Байтике», проявлял интерес к теме и у кого есть московская (не обязательно троицкая) прописка.

Среди новичков – Доминика Левченко. Она участвовала в недавних курсах «Проектное мышление», ходила в «Байтик» на курсы диджеинга, программирования, дизайна, а ещё занимается музыкой – поёт в хоре «Нотки» Троицкой ДШИ. «Я специально хожу на эти разные курсы, чтобы понять, что мне будет интересно, – рассказывает Доминика. – Хочу научиться инженерному делу, чтобы потом было легко понимать физику и, если что, определиться с будущей профессией».

Грант предусматривает обучение 64 школьников, из них половина пройдёт курс с февраля по май, другая – с сентября по декабрь, занятия будут идти в двух отделениях. Сейчас 20 учеников пойдут в «Байтик» на Сиреневом, 18 – в В-39. «Мы набираем чуть больше, процент отсева бывает в любой программе, – комментирует Калабухова. – Инженерия, как и программирование, – специфичное направление, надо себя попробовать, приложить усилия, но если не нравится или не получается, нельзя заставлять доходить до конца».

Перед тем как гость мероприятия, начальник управления образования Наталья Филизат торжественно разрезала ленточку, школьники прошли «вступительный тест» на творческое мышление. Преподаватель «Байтика» Михаил Алексеев предложил разобраться по фотографиям, для чего были предназначены курьёзные изобретения прошлых лет. Очки для чтения лёжа оказались лёгкой загадкой, велосипед для семейных прогулок со встроенной швейной машинкой узнать было труднее, а вот вентилятор-фонарь-пылесос, созданный в СССР в 1970-х, без подсказок не узнали... Повод «инженерам будущего» задуматься: всякая ли смелая фантазия приводит к полезным результатам?

По завершению церемонии школьники отправились на первое занятие – по формированию команды. Его ведёт профориентолог Ирина Демьяненко. «Требования времени такие, что человек должен обладать не только хард-, но и софт-скиллами, – объясняет директор «Байтика». – Уметь работать вместе с людьми разных возрастов, самоорганизовываться и правильно планировать своё время в условиях многозадачности, критически оценивать информацию. Таких уроков будет около 15».

Грант рассчитан на год. Часть средств идёт на зарплаты педагогам и персоналу, другая, примерно 70%, – на оборудование. «Мы смогли закупить достаточно много пособий, знакомящих школьников с физическими явлениями, которые они начинают проходить в 7-м классе, – рассказывает Дарья Калабухова. – Также приобрели несколько наборов по робототехнике, которые показывают, как можно автоматизировать производство, как используются роботы в промышленности. А изюминка программы – дробилка и экструдер. Ребята будут моделировать изделия и печатать на 3D-принтере, а если случится брак или инженерное решение окажется неудачным, всё можно будет переработать и использовать заново. Я часто говорю детям: «Что на другом конце у карандаша? Ластик! Чтобы стирать то, что не получилось». Не надо бояться своих ошибок!»

 

Владимир МИЛОВИДОВ,

фото автора



Оставайтесь в курсе

Присылаем только важные события