Троицкий Лицей в партнерстве с образовательным центром «Байтик» стал в минувшее воскресенье одной из площадок всероссийского научного фестиваля «Выходи решать!».
Я говорю именно «фестиваль», хотя в заголовке акции звучит немного другая формулировка – «физико-техническая контрольная», потому что стараниями «Байтика» и Лицея простая акция по решению задачек (вообще говоря, это было можно сделать и дома на компьютере) стала чем-то гораздо большим. Научные лекции, мастер-классы, творческие занятия для самых маленьких и даже подзорная труба, в которую можно было увидеть пятна на Солнце. Наше светило сейчас активное, и пятен много – целых четыре!
«Застрельщик» праздника – лидер олимпиадного движения Троицка, преподаватель «Байтика» и выпускник Лицея Александр Петров. В «Байтике» он ведёт курсы олимпиадной химии, и там за последние два-три года расцвел целый куст околонаучных движений – зимняя и летняя Троицкие междисциплинарные школы, научные конференции, Троицкая олимпиадная неделя... Сокращённо школа называется ТМШ, а её участники – «ТМШата». «Как много здесь в зале наших тэмэшат!» – заметил Петров, открывая конференцию. Основной возраст – 8-11 классы, с учётом их знаний и сформулированы задачи, но пришли на фестиваль науки и маленькие дети, есть здесь и недавние выпускники, и взрослые. Кстати, «тэмэшата» внесли свой вклад и в «Выходи решать» на глобальном уровне – 11-классник Лицея Ибрагим Малкаров и студентка, выпускница олимпиадных курсов Анастасия Духова придумывали вопросы по химии.
До этого в «Выходи решать» были задачки только по физике, математике, информатике, астрономии и биологии. А в целом история конкурса идёт аж с 2017 года. «Как в анекдоте, собрались телеведущий, спортсмен и физтех, чтобы написать Тотальный диктант, – рассказывает Петров. – Это по русскому языку, если вдруг не знаете. И физтех решил сделать свой тотальный диктант, но по техническим наукам!» Акцию поддержал собственно МФТИ (кто не в курсе, физтех – не только вуз, но и самоназвание тех, кто там учился и учится). Сейчас «Выходи решать» – это более 100 тысяч участников, 1141 очных площадки почти во всех регионах России, есть и зарубежные. Главный организатор – сообщество «Физтех-союз». Троицк входит в число 50 опорных площадок – где была не просто точка решения задач, а целый научный фестиваль.
Начался он, как полагается, с приветственных речей – следом за Александром Петровым выступили директор Лицея Юлия Зюзикова, директор «Байтика» Дарья Калабухова и городской депутат Андрей Воробьёв (он напомнил о празднике – Дне атомной промышленности, отмечащей в этом году 80-летие). «А дальше у нас – стандартный набор действий, – заключил церемонию Петров. – Решаем задачи, учимся чему-то новому, общаемся, хорошо проводим время. Кстати, про буфет просили меня напомнить. Кто устал решать – вас ждут пирожки!»
Дальше, как говорится, кто куда. Сначала – получить своего рода «путевой лист», бланк с расписанием и пустыми клетками, чтобы наклеить туда фишки – их выдавали тем, кто решил задачи, послушал лекции и побывал на мастер-классах. За фишки давали призы – от небольших значочков до больших приятных вещей, например, вязаной шапкой с логотипом конкурса. Логотип на шапке хорош – пикселизованный котик. Все любят котиков! Основные брендированные призы предоставили организаторы, немного своего добавил «Байтик» – например, напечатанные на 3D-принтере покемоны и Тоторо.
В общем, те, кто пришёл именно решать – в компьютерные классы. Там надо зарегистрироваться на платформе All Cups... ну и решать! Гаджеты не запрещены. Даётся максимум час на каждое задание. Кто быстрее – тот молодец, значит, успеет проверить себя в нескольких дисциплинах и получит больше фишек. В актовом зале тем временем начиналась лекция Марии Волковой «О лирике для физиков», у лестницы, что рядом со столовой – демонстрация химических опытов, в фойе у входа – мастер-классы для детей. Бисероплетение, рисование... В основном трудились волонтёры и преподаватели «Байтика», своя площадка была и у Лицея – команда физмарафоны «Ньюштейны» во главе с учителем физики Дианой Анатольевной Ивашкиной показывала экспонаты, с которыми, кстати, победили в этом году, под общим заглавием «Физика против лженауки». Посмотрев несколько видеороликов, ребята попробовали сами создать описанные на них «вечные двигатели». Некоторые не работали, некоторые – действительно двигались (как колесо на резинках вместо спиц, на которые светят лампой), но тому были простые физические объяснения...
Там, где химия, тоже интересно. Что будет, если растворить в воде медный купорос, поваренную соль, бросить туда же шарики из скомканной алюминиевой фольги?.. Поначалу – ничего. Алюминий – высокоактивный металл, но он защищён тонкой оксидной плёнкой. Ионы хлора должны её разъедать, но надо ускорить процесс, то есть подогреть раствор... «Есть у кого зажигалка?»
Тем временем во дворе настраивает телескоп Сергей Лаптев из Дома учёных. Ждёт просвета в облаках. Вот наконец появляется Солнце – и надо навести телескоп на наше светило, пока оно не «убежало». Дети бегут посмотреть на солнечные пятна... успели! А вот и снова облака...
А можно поспешить в один из кабинетов, где директор Лицея Юлия Зюзикова читает лекцию «Занимательная математика». Содержание лекции она держала в секрете – или, скорее, оставила пространство для манёвра, в зависимости от того, кто будет – дети или взрослые. Оказалось – и те, и те. И задачи интересны всем. Вот, например, классика. Из спичек составили фигурку коровы. Как переложить две спички, чтобы она обернулась в другую сторону? Все гадают, пытаются нарисовать варианты... «Подсказка! Не повернулась, а обернулась!» «А-а-а-а, теперь понятно...» Или вот: «Вышли на прогулку два отца и два сына, нашли три яблока и поделили поровну, не разрезая. Как им это удалось?» «А я знаю!» – тянет руку ребёнок...
Ещё в одном кабинете ждёт ребят профориентолог Инна Гумарова. Она старается разобраться, к чему у ребят больше склонностей. «Я сейчас буду делать с товарищем доклад по физике!» – «Тебе нравится физика?» – «Ну, я просто решил помочь другу...» – «А может, всё-таки нравится? Подумай!» Конечно, всё не так просто, как в этом диалоге. Важно не просто сделать упор на конкретную дисциплину, но и сделать это вовремя. Например, популярное сегодня раннее изучение иностранных языков может повредить способностям к изучению точных наук, таких как физика. Но главная тенденция даже не в этом – а в том, что дети перестают фантазировать, мечтать. В одном простом задании, когда надо назвать, скажем, девять заветных желаний, дети ограничиваются максимум тремя. А если у них и есть мечты, то сугубо материальные...
За такими разговорами и наблюдениями как-то незаметно прошли три часа фестиваля. За рамками – лекция и мастер-класс Дарьи Калабуховой и Андрея Воробьёва по геральдике (каждый участник нарисовал свой семейный герб и сделал из него значок), биологические опыты, лекция ребят-байтиковцев про особенности цветового зрения... И немного цифр. Всего на фестивале зарегистрировалось 140 человек, пришло – чуть меньше, где-то половина из участников решала задачи. Решила ли? Этого мы не знаем. Главное – научный праздник состоялся. Такой, какой может быть только в Троицке...
Текст и фото: Владимир МИЛОВИДОВ (Канал «Мой Троицк», t.me/mytroitsk)
Все фото с фестиваля доступны по ссылке