Одним каникулы нужны, чтобы отдохнуть, другим – чтобы ещё чему-нибудь научиться. В «Байтике» с 5 по 8 января прошла Зим- няя естественнонаучная школа. Она продолжает традиции детских компьютерных лагерей, которые были здесь в летнее время в 1990-х, а непосредственным образцом для подражания стали летняя хими- ческая школа «Химера» в Калужской области и зимняя – в Пущине.
Богатыри за учёбой.
33 старшеклассника разбиты на четыре группы: физика и химия, основная и «продвинутая». «33 богатыря пришли прокачивать свои знания, – рассказывает на открытии организатор школы, преподаватель «Байтика» Александр Петров. – Главное – постарайтесь разобраться. Задавайте вопросы! И максимально получайте удовольствие от учёбы!».
Самой популярной оказалась продвинутая химия. Это ожидаемо: Александр ведёт в «Байтике» курсы подготовки к олимпиадам и ЕГЭ по химии, и многие из участников зимней школы ходят к нему на занятия. Среди них 9-классница Гимназии Троицка Юлианна Репеева. Она уже третий год занимается у Петрова и записалась на дополнительную химию. «Лучше развиваться в одном направлении сильно, чем в нескольких – слабо, – считает она. – Химия помогает узнать, как работают различные процессы, получить совершенно новые представления о мире, о жизни с точки зрения молекул и атомов».
Идея пришла в голову Александру Петрову в декабре, «Байтик» во всём поддержал. Физику взял на себя преподаватель «Байтика» Иван Крылов, подключился и ученик Петрова, байтиковский выпускник Игорь Артамонов, который сейчас учится на втором курсе РХТУ им. Менделеева. Остальные преподаватели – тоже студенты и недавние выпускники вузов, с которыми Александр познакомился в Пущине и на «Химере», плюс три приглашённых лектора. И если тема доклада сотрудника ТИСНУМа Владимира Решетова «Физика, химия и лирика атома» была в точности по теме школы, то две другие – казалось бы, «неформат». Популяризатор биологии Василиса Уграицкая рассказала об обитателях океанского дна, а четверокурсник РГГУ Иван Сапогов – об истории советской архитектуры. Дома-коммуны 1920-х годов, сталинский ампир (который вовсе не ампир), хрущёвские пятиэтажки, Дом Советов и здание Президиума АН, типовые дома 80-х – во всём есть интересные черты... Казалось, причём тут химия? Но школьникам – интересно! «Что это за ордер, ионический?» – спрашивает выпускница художественного отделения ДШИ им. Глинки Анастасия Духова. Она занимается на курсе продвинутой химии. «Есть книжка Михаила Левицкого «Карнавал молекул», и первая глава там называется «Химия и архитектура», – рассказывает она. – Многие химики, крутые учёные, вдохновлялись архитектурой. И наоборот: есть здания, образцами для которых служили атомы и кристаллическая решётка...».
Затем школьники отправились печь рождественское печенье вместе с директором «Байтика» Дарьей Калабуховой. И это не всё: были и музыкальные посиделки (от «Бременских музыкантов» до «Наутилуса» и «Кино»), и настолки, и «боталка» – комната, где можно подучить с преподавателем то, что непонятно.
Во временной петле.
А утром 8 декабря начался финальный квест «Лабиринт Минотавра». Вопросы по физике и химии соседствовали с творческими заданиями. Прочитать вслух оду Тредиаковского, отбить ладошками сложный ритм, угадать пословицу по картинке, которую сгенерировала нейросеть, решить головоломку из спичек, посчитать массу воздуха в комнате... «Вчера был на занятии? Мы временные петли делали. Из чего? Из временной лески, вот она! Только надо посчитать диаметр, чтобы временная петля хорошо получилась...» – говорит Иван Крылов. В конце воображаемого лабиринта ждёт преподаватель «Байтика» Михаил Алексеев. «Я должен был быть Минотавром, но рогов не нашлось. Поэтому я Зевс! А ещё у меня колотушка есть, молот Тора!» – смеётся он. Вопросы у него «со звёздочкой», на общую эрудицию. «В комнате есть ботинок и часы. Как измерить её объём?» Думайте...
Квест пройден! Одни уже пьют чай с печеньем, другие обсуждают, как правильно решались особо хитрые загадки. Например, какие именно истории зашифрованы в последовательности пиктограмм... «Это же «Ирония судьбы», вы что, не знаете?» «Женщина попадает под трамвай... А, так я ещё Булгакова не читала!» А в углу антикафе слышны обрывки разговора школьницы с преподавателем... «При равновесном адиабатическом процессе энтропия не меняется...» Наука не отпускает.
С горящими глазами.
Наконец, вручение дипломов. Из 33 «послушников» только один заболел и не смог прийти, а таких, кто бросил, и вовсе не было. «Здесь очень хороший уровень школьников, – говорит преподаватель курса продвинутой химии, студент Высшего химического колледжа РАН Александр Кликушин. – Это не олимпиадники, которые всё знают и пишут на раз-два, но у них есть школьная база, и над ней удобно строить какие-то уже научные надстройки, потому что здесь я читал курсы, которые ближе к реальной научной химии, нежели к олимпиадной».
Его станция квеста называлась «Почхимучка»: здесь надо было объяснить явления, с которыми мы сталкиваемся повсеместно. Почему мыло – мылит, почему алмаз твёрже, чем графит... «Интересно слушать, как дети на основе имеющихся у них знаний физики, химии, биологии, математики создают свои концепции. По сути, я для этого и создавал эту станцию: послушать, как дети мыслят, – говорит Александр. – Я объяснял разницу между графитом и алмазом, одна девочка сказала: «А, так вот почему графит менее устойчивый! Там же Вандерваальсовы связи, а их легче порвать!» Она догадалась раньше, чем я сказал...».
Отметили и победителей квеста. Высший балл от МинотавраЗевса у Анны Зотовой, в общем зачёте третья – Юлианна Репеева, второй – Иван Игнатов, и на I месте с большим отрывом София Пускова, единственная среди учеников гостья из Москвы. Она участвовала в пущинской и других школах, а здесь выбрала продвинутую физику. «Школа для меня была очень интересная и полезная. Эти знания сложно получить на уроках, из книг, – говорит она. – Понравилась атмосфера: сюда пригласили действительно понимающих, умных, мотивированных людей. Думаю приехать ещё!».
Самое время спросить о впечатлениях. «Школа дала достаточно много, – говорит Юлианна Репеева. – В первую очередь знаний. Сейчас не всё поняла, но когда буду проходить эти темы, мне станет легче. И много общения. Подружилась со старыми знакомыми, повстречалась с новыми. Было и много учёбы, и много творчества. И ещё хорошо, что школа рядом, вечером уходишь домой…».
А с точки зрения организаторов: всё ли сбылось? «Более чем! – отвечает Александр Петров. – Все постарались на славу. И ребята очень ответственные оказались. Раскрыли свои таланты. Роль «Байтика» в проведении школы неоценимая. Идеи мне в голову приходят разные, но именно здесь они воплощаются в жизнь. Есть множество подобных школ, но в большинстве из них всё держится на энтузиастах, обычно это научные сотрудники, а организаторская часть страдает. А у «Байтика» есть 35-летний опыт организации, всё готово, просто приводи людей!» «Мы получили огромное удовольствие, работая с вами, – сказала в финале Дарья Калабухова от лица всего «Байтика». – Видеть таких ребят, с горящими глазами, с умными лицами – большая радость. Надеюсь, встретимся ещё!» Зимнюю школу в «Байтике» точно уже решили повторить через год. Будет ли летняя – вопрос сложнее. У многих из преподавателей самих в это время сессия...
Владимир МИЛОВИДОВ,
фото автора