"МОЙ БАЙТИК",

 – это новый цикл публикаций, посвящённый Фонду новых технологий в образовании "Байтик".

Мы будем беседовать с основателями и педагогами, учениками и выпускниками "Байтика".

Для каждого из наших героев Фонд технологий – это что-то особенное и своё.

Наш первый герой Ярослав Фищук.

Ярослав – троичанин, воспитанник "Байтика", участник уникального проекта Фонда – летнего советско-американского компьютерного лагеря.
Наш герой научился программированию в "Байтике", а спустя годы за компьютеры Фонда сели его дети.

ИННА ЧИСТОВА: "Ярослав, несколько дней назад я попросила вас поделиться впечатлениями о том, как ваши дети занимались в "Байтике". Оказывается, не только ваши дети, но и вы – воспитанник и выпускник "Байтика". Расскажите, пожалуйста, как и когда вы пришли в "Байтик"?

ЯРОСЛАВ ФИЩУК:


"Современному подростку, наверное, сложно представить, что испытывал школьник из середины 80-х в "Байтике", но я попробую это описать.

1986-й год, я впервые оказался в "Байтике". Никаких компьютеров ни у кого дома тогда не было (за редчайшим исключением), сами компьютеры стоили каких-то баснословных денег и купить их могли только очень обеспеченные организации, да и то, если было где. Тогда в "Байтике-1" (он же просто "Байтик") был компьютерный класс, состоящий из компьютеров Yamaha MSX. Их было 15 штук, все с монохромными дисплеями и объединены в сеть. Головной компьютер был с цветным дисплеем, и у него был 3,5-дюймовый дисковод. Можно было, вставив дискету, загрузить с неё какую-нибудь игру и разослать всем по сети. Перед выключением необходимо было сохранить свою программу на дискету, чтобы завтра продолжить её писать. Если этого не сделать, при включении машины все несохранённые данные пропадали".

ИННА ЧИСТОВА: "Сегодня "Байтик" – это и творчество, и наука. Дети и взрослые видят объявление, записываются на интересующий их курс и приступают к занятиям. А как было раньше?"

ЯРОСЛАВ ФИЩУК: "Раньше в "Байтик" нужно было попасть. Сделать это можно было только записавшись в группу по программированию.

Длилось занятие полтора часа: сначала обучение программированию, а в конце компьютерные игры – около 30 минут.
Сказать по правде, ради этого игрового времени мы и ходили сначала в "Байтик". Игры того времени (Knightmare, Goonies, Child's park, Kung Fu 2 и пр.) обсуждались тогдашними школьниками всё свободное время вне "Байтика". Их можно было пройти только "на трёх жизнях", не прошёл – начинаешь сначала. Это было сложнее игр, которые есть сейчас, но в этом было особое удовольствие и необходимость оттачивания мастерства и поиска секретов для прохождения.

Игровое время надо было ещё заслужить, поэтому волей- неволей нам приходилось программировать. В ПЗУ Yamaha был встроен MSX Basic: то есть включил компьютер (загружался он примерно 2-3 секунды) и сразу попал в среду программирования. Сначала это программирование было неким обязательным элементом, чтобы поиграть в игры, но позже, когда мы уже втянулись, оно составляло основное времяпрепровождение, даже если можно было играть".

ИННА ЧИСТОВА: "Для вас "Байтик" – не только место, где вы приобщились к современным технологиям и научились программированию. Благодаря "Байтику" вы ведь побывали в другой стране, да?"

ЯРОСЛАВ ФИЩУК: "В 1988-м году прошёл слух, что будет олимпиада по информатике, а победители примут участие в советско-американском лагере с возможностью поехать в Америку на целый месяц! Вот уж стимул так стимул! Именно тогда интерес к программированию вырос сразу на порядок. Помню своё разочарование, когда никакого места в 1988 году занять не удалось. Тем упорнее хотелось ходить в "Байтик" весь год, чтобы попытать счастья в 1989-м. Моя заветная мечта тогда сбылась – стал призёром в своей параллели у и поехал в США в составе второго советско-американского лагеря.

А интерес к программированию продолжал расти. К тому времени в "Байтике" появился новый класс из компьютеров IBM фирмы ARC (American Research Corporation), фактически прародитель сегодняшних ПК. Каждый компьютер был с жёстким диском на 40 МБ (тогда это был большой объём – порядка 50-ти дискеток), с дисководом для гибких 5-дюймовых дискет и с цветным дисплеем – необыкновенный прогресс для того времени! Операционная система MS DOS, Norton Commander (те самые голубые панели!) и так далее. С этих компьютеров уже началось более серьёзное программирование – Turbo Pascal, Си и даже Assembler (хотя на нём можно было программировать и на Yamaha). Были ещё графические редакторы, много разных игр и приложений".

ИННА ЧИСТОВА: "Ярослав, как часто вы приходили в "Байтик" подростком?"

ЯРОСЛАВ ФИЩУК: "Всё свободное время мы всегда проводили в "Байтике", а когда не могли попасть "на свободные места" (если кто-то не пришёл на занятие, и можно было занять их компьютеры), "отирались" возле "Байтика", беспрестанно обсуждая игры, программирование и что мы будем делать, если сегодня сможем сесть за комп. Если существуют "намоленные места", то около "Байтика" на Сиреневом бульваре точно было такое: много подростковых эмоций долгое время оставалось там!"

ИННА ЧИСТОВА: "А когда вам удалось приобрести свой собственный компьютер?"

ЯРОСЛАВ ФИЩУК: "С приходом 90-х это стало немного легче – появилась хотя бы теоретическая возможность купить компьютер. Да, сначала это было дорого и мало кому по карману, но хотя бы была возможность.

Первый компьютер у меня появился в 1996-м году. С тех пор их было ещё 7 штук, последний из которых, наверное, компьютер мечты... Но время, когда мы ходили в "Байтик" я до сих пор вспоминаю с теплотой. Видимо, там мы оставили столько чувств, мыслей и переживаний, что эти воспоминания глубоко обосновались в наших сердцах!"

ИННА ЧИСТОВА: "Ярослав, что бы вы сказали основателям "Байтика" и коллективу Фонда, который бережно хранит традиции и поддерживает работу учреждения сегодня?"

ЯРОСЛАВ ФИЩУК: "СПАСИБО, «БАЙТИК»! Спасибо, что собрал вокруг себя столько прекрасных людей и дал нам возможность попасть в мир компьютеров через программирование, игры и общение!"